Интегрированный урок «Зимние изменения в неживой природе».

Интеграция : окружающий мир-технология.

Тема: Зимние изменения в неживой природе».

Задачи:

·       Познакомить учащихся с изменениями в неживой природе зимой,

·       Выяснить причину зимних изменений в неживой природе,

·       Показать красоту зимней природы,

·       Воспитывать любовь к природе,

·       Показать приём симметричного вырезания,

·       Учить работать в группе,

·       Воспитывать трудолюбие, аккуратность,

·       Развивать творческие способности учащихся,


 

Ход урока

·     Мотивация.

- Ребята, нам пришло письмо из далёкой Австралии. Давайте его прочитаем.

(1 слайд презентации.)

-Как мы можем рассказать Джону Смиту о зиме?

-(напишем ему письмо).

Но сначала повторим всё то, что мы знаем о зиме.

-прогноз погоды.

- Какое сейчас время года?

С помощью условных знаков  расскажите о погоде.

(облачность, наличие ветра, осадки).

-Какое настроение вызывает у вас такая погода?(, грустное, я не люблю зиму, а мне нравится зимой…)

- для поднятия вашего настроения я вам предлагаю разгадать кроссворд. (работа в группах. Дети читают загадки на карточках и отгадывают их.)

(2 слайд презентации. Кроссворд .)

1.    Хвост с узорами,

сапоги со шпорами.

2.    Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

3.    Висит – зеленеет,

Летит – желтеет,

Падает – чернеет.

4.    Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

 5.   Стоит копна, головой в небо устремлена.

Ноги на траве, шапка снега на голове.

5.    Разноцветное коромысло

Над рекой повисло.

6.    Пушистая вата плывёт куда-то.

Чем вата ближе, тем дождик ближе.

       2.Актуализация знаний. (фронтальный опрос с опорой на презентацию).

-что такое природа?( 3 слайд)

-Какая бывает природа? (4 слайд)

-Что относится к живой природе?( 5 слайд)

-Приведите примеры неживой природы.(6  слайд)

-Что называется явлениями природы?(7 слайд)

3.Вывод темы урока:

 

 

(8 слайд)

-Разделите природные явления на 2 группы:(осенние и зимние явления)

 

-Какое природное явление лишнее, почему? (У зайца меняется цвет шерсти. Это явление живой природы.

- Назовите тему урока. (Зимние изменения в неживой природе.)

(9 слайд)

- 4.Объяснение нового материала.

-Посмотрите презентацию и назовите, какие  изменения в природе происходят зимой.

-Презентация.

 


 

- Назовите зимние явления природы.

( Солнце низкое,  холодное,  дни короткие,  холодно,  морозно, почва замёрзла, снег укрыл всю землю,  оттепель,  гололедица,  снегопад,  метель, изморозь.)

-Как вы думаете, почему зимой так холодно? (солнце поднимается невысоко над горизонтом и плохо нагревает землю)

-Почему зимой идёт снег, а летом дождь?

-Какова же причина зимних изменений в природе? (высота солнца над горизонтом).

 

-прочитаем о зимних явлениях в природе в учебнике (132-133).

5.Закрепление.

-обобщим всё, что мы узнали о зимних изменениях в природе. Вставим в текст подходящие по смыслу слова: (работа в группах)

-Здравствуй, наш далёкий друг Джон Смит. Мы, ребята из России, хотим рассказать тебе о зиме. Зимой солнце поднимается в небе… . Дни стоят… . Зимой обычно очень… .Стоят сильные… . Всю землю укрыл… . Реки скованы…

 

 

. Приятно дышать морозным воздухом. Снег весело скрипит под ногами. Но  иногда становится теплее и снег… . Это … . Если после оттепели ударит мороз, подтаявший снег…, на дорогах образуется … . Это … .

 

 

Зимой очень красиво. На деревьях, проводах часто образуется снежная бахрома. Это… .Зимой идёт… . Очень интересно наблюдать за падающими снежинками. Если снег идёт при сильном ветре, начинается… .

 

Мы любим зимой играть в снежки, кататься на … и …, строить …. . А ещё зимой мы встречаем Новый год ,и Дед Мороз всем дарит подарки. Зимой у всех школьников зимние каникулы. Приезжай к нам в гости.

                                                                                                     Твои друзья из России.

(Текст разделён на части. Каждая группа работает со своим отрывком, затем составляется коллективный рассказ – письмо.)
-Ребята, обрадуется Джон нашему письму? Думаю, он его получит в канун Нового года. А что его ещё может порадовать в Новогодний праздник?(Подарок.)

-Какой подарок поможет ему лучше представить зиму, снег? ( Аппликация из снежинок.)

6. -Вы любите смотреть на падающие снежинки?

-На что похожи снежинки?

-Какую форму имеет снежинка?

-Сейчас мы будем учиться вырезать снежинки из бумаги. Чтобы снежинка имела форму шестиконечной звезды, нужно правильно сложить лист бумаги.

·       Сложить квадрат по диагонали.

·        Положить треугольник длинной стороной к себе.

·       Найти середину длинной стороны сгибанием.

·       Завернуть правый уголок на левую сторону, а левый уголок на правую сторону.

·       Получившийся треугольник сложить ещё раз пополам.

·       На одной из сторон нарисовать половину лучика снежинки.

·       Вырезать, не трогая линию сгиба.

·       Развернуть.

-Повторим этапы работы, опираясь на схему.

-Выполняем работу самостоятельно.

-Составьте из снежинок композицию. (Работа в группах).

 

7.Защита работы.

-О чём поможет рассказать ваша работа? (О зимних изменениях в природе.).

-Кому нравится своя работа?

- изменилось ли ваше настроение?

-Как сделать из ваших отдельных композиций один большой «снегопад»? (Соединить работы вместе).

-Смогли мы помочь Джону? Почему? (Работали дружно.)

 

 

 

Текст для работы в группах:

 

-Здравствуй, наш далёкий друг Джон Смит. Мы, ребята из России, хотим рассказать тебе о зиме. Зимой солнце поднимается в небе… . Дни стоят… . Зимой обычно очень… .Стоят сильные… . Всю землю укрыл… . Реки скованы…

 

 

. Приятно дышать морозным воздухом. Снег весело скрипит под ногами. Но  иногда становится теплее и снег… . Это … . Если после оттепели ударит мороз, подтаявший снег…, на дорогах образуется … . Это … .

 

 

Зимой очень красиво. На деревьях, проводах часто образуется снежная бахрома. Это… .Зимой идёт… . Очень интересно наблюдать за падающими снежинками. Если снег идёт при сильном ветре, начинается… .

 

Мы любим зимой играть в снежки, кататься на … и …, строить …. . А ещё зимой мы встречаем Новый год ,и Дед Мороз всем дарит подарки. Зимой у всех школьников зимние каникулы. Приезжай к нам в гости.

                                                                                                     Твои друзья из России.